NES-HCEO Summer School on Socioeconomic Inequality

А. Б. Шаповал выступил на семинаре по математической экономике ЦЭМИ РАН

А. Б. Шаповал выступил на семинаре по математической экономике ЦЭМИ РАН

17 мая в.н.с. ЛИСОМО РЭШ А. Б. Шаповал выступил на семинаре по математической экономике ЦЭМИ РАН с докладом «Отклик межотраслевого неравенства зарплат на экзогенное изменение потребительских предпочтений: роль структуры спроса». Семинар состоялся с 11:30 в ЦЭМИ РАН (Нахимовский проспект 47, к. 520).


Аннотация

Мы изучаем отклик экономики и, в частности, межотраслевого неравенства зарплат на экзогенные изменения спроса. Анализ проведен с помощью моделей общего равновесия с монополистической конкуренцией в высокотехнологичных секторах и совершенной конкуренцией в традиционном секторе. Высокотехнологичные секторы различаются горизонтально по квалификации работников, необходимой для производства.

Мотивированные более высокими зарплатами, работники стремятся трудоустроиться в высокотехнологичных секторах, но подвергаются риску остаться без работы. Безработица возникает как следствие несовершенства рынка труда: отвергнутые квалифицированные кандидаты не в состоянии немедленно найти новую работу. Зарплаты работников согласовываются в результате переговоров между ними и фирмой (Stole & Zwiebel 1996).

В построенной модели из-за монополистической конкуренции размер сектора зависит не только от потребительского распределения расходов по дифференцированным товарам, но и от эластичности спроса в этом секторе. Перераспределение расходов в пользу высокотехнологичных товаров лежит в основе расширения высокотехнологичных секторов. Этот процесс привлекает новых работников, но ввиду ограниченной ёмкости секторов часть претендентов на работу не трудоустраивается, и количество безработных увеличивается. Из-за того, что эластичность замещения между высокотехнологичными товарами не является константой, изменение предпочтений в пользу одного дифференцированного товара влияет на производство всех секторов. Мы утверждаем, что отклик экономики может выражаться как в увеличении, так и в уменьшении относительного разнообразия дифференцированных товаров, которое определяется как количество экземпляров линейки товаров, нормированное величиной расходов потребителей на эту линейку. В первом случае, спрос на отдельные экземпляры расширяющейся линейки дифференцированных товаров уменьшается. Имея ограниченную монопольную власть над покупателями, фирмы повышают цены, чтобы компенсировать изменения в спросе. Секторы в целом подвержены отрицательному эффекту масштаба: вовлечение в производство большего количества фирм при падении выпуска каждой из них уменьшает суммарный выпуск дифференцированного товара. Сектор i, который производит предпочитаемый дифференцированный товар, преодолевает этот эффект и увеличивает суммарный выпуск, поскольку на него непосредственно влияет увеличение расходов на его товары со стороны потребителей. Следуя за выпуском, количество работников увеличивается (уменьшается) в секторе i (соответственно, уменьшается в других секторах), но количество работниках в отдельных фирмах уменьшается. Нанимая меньше работников, фирмы больше ценят каждого из них и готовы увеличить их жалованье. В результате расслоение зарплат в обществе увеличивается. Во втором случае, когда относительное разнообразие дифференцированного товара сжимается, мы приходим к противоположному прогнозу: межотраслевое неравенство зарплат уменьшается.

Подписка на новости РЭШ