17 мая в.н.с. ЛИСОМО РЭШ А. Б. Шаповал выступил на семинаре по математической экономике ЦЭМИ РАН с докладом «Отклик межотраслевого неравенства зарплат на экзогенное изменение потребительских предпочтений: роль структуры спроса». Семинар состоялся с 11:30 в ЦЭМИ РАН (Нахимовский проспект 47, к. 520).
Аннотация
Мы изучаем отклик экономики и, в частности, межотраслевого неравенства зарплат на экзогенные изменения спроса. Анализ проведен с помощью моделей общего равновесия с монополистической конкуренцией в высокотехнологичных секторах и совершенной конкуренцией в традиционном секторе. Высокотехнологичные секторы различаются горизонтально по квалификации работников, необходимой для производства.
Мотивированные более высокими зарплатами, работники стремятся трудоустроиться в высокотехнологичных секторах, но подвергаются риску остаться без работы. Безработица возникает как следствие несовершенства рынка труда: отвергнутые квалифицированные кандидаты не в состоянии немедленно найти новую работу. Зарплаты работников согласовываются в результате переговоров между ними и фирмой (Stole & Zwiebel 1996).
В построенной модели из-за монополистической конкуренции размер сектора зависит не только от потребительского распределения расходов по дифференцированным товарам, но и от эластичности спроса в этом секторе. Перераспределение расходов в пользу высокотехнологичных товаров лежит в основе расширения высокотехнологичных секторов. Этот процесс привлекает новых работников, но ввиду ограниченной ёмкости секторов часть претендентов на работу не трудоустраивается, и количество безработных увеличивается. Из-за того, что эластичность замещения между высокотехнологичными товарами не является константой, изменение предпочтений в пользу одного дифференцированного товара влияет на производство всех секторов. Мы утверждаем, что отклик экономики может выражаться как в увеличении, так и в уменьшении относительного разнообразия дифференцированных товаров, которое определяется как количество экземпляров линейки товаров, нормированное величиной расходов потребителей на эту линейку. В первом случае, спрос на отдельные экземпляры расширяющейся линейки дифференцированных товаров уменьшается. Имея ограниченную монопольную власть над покупателями, фирмы повышают цены, чтобы компенсировать изменения в спросе. Секторы в целом подвержены отрицательному эффекту масштаба: вовлечение в производство большего количества фирм при падении выпуска каждой из них уменьшает суммарный выпуск дифференцированного товара. Сектор i, который производит предпочитаемый дифференцированный товар, преодолевает этот эффект и увеличивает суммарный выпуск, поскольку на него непосредственно влияет увеличение расходов на его товары со стороны потребителей. Следуя за выпуском, количество работников увеличивается (уменьшается) в секторе i (соответственно, уменьшается в других секторах), но количество работниках в отдельных фирмах уменьшается. Нанимая меньше работников, фирмы больше ценят каждого из них и готовы увеличить их жалованье. В результате расслоение зарплат в обществе увеличивается. Во втором случае, когда относительное разнообразие дифференцированного товара сжимается, мы приходим к противоположному прогнозу: межотраслевое неравенство зарплат уменьшается.