NES CSDSI & HSE ICSID Research Seminar “Institutions and visa regimes”

Федор Сандомирский: «Дизайн механизмов — это наука, в которой очень много красивой математики»

Федор Сандомирский: «Дизайн механизмов — это наука, в которой очень много красивой математики»

Интервью с Федором Сандомирским, старшим научным сотрудником НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге


На III школе-семинаре ЛИСОМО РЭШ Федор Сандомирский читал лекции «Алгоритмическая теория игр и теория справедливого распределения» и «Конкурентный подход к задачам распределения благ и антиблаг». В интервью РЭШ он рассказало дизайне механизмов, красивой математике и как правильно поделить кота.

Как теории справедливого распределения, о которой вы говорили на лекции школы ЛИСОМО, может применяться на практике, в бизнесе?

Результаты исследований стали применяться только в последние 10 лет. В качестве примера могу привести такую задачу. Представьте, что у вас есть торговый центр с разными помещениями, которые арендуют магазины. Понятно, что есть более предпочтительные помещения, и менее предпочтительные. И причем они у разных магазинов разные. Вопрос заключается в том, можно ли так выбирать стоимость аренды и так распределять нанимателей помещений, чтобы каждый из них был доволен, и был доволен так, что если бы он представил себя на месте своих соседей, которым досталось другое помещение, он бы решил, что: «Да, пускай, помещение лучше, но они платят намного больше, и я бы не стал за это отдавать столько денег». Цель в том, чтобы распределить помещения таким образом, чтобы не было зависти. Эта концепция может применяться при разных условиях: при делении общего имущества, расторжении партнерства или бракоразводных процессах. Эти вопросы часто решаются в суде, а могут быть решены гораздо проще и с меньшими издержками, например, если оба супруга считают, что у них равные права на общее имущество, но при этом у них разное понимание того, что ценно, а что нет. Кому-то хочется оставить себе кота, а кому-то не хочется, кому-то нужна машина, а кому то нет, потому что он не может водить.

В США этой темой занимается экономист  и политолог Стивен Брамс — у него много статей по справедливому распределению в соавторстве с математиком Аланом Тейлором. Брамс параллельно с исследовательскими проектами ведет юридическую практику и использует свои теоретические разработки для того, чтобы решать конфликты с делением имущества.

Кроме того, существует онлайн платформа spliddit.org, которая предоставляет доступ к этим механизмам бесплатно: заходите на сайт, вводите информацию и получаете результаты. Все выглядит очень просто, хотя за разработкой сайта стоит вся история исследований по дизайну механизмов.

Почему вам стала интересна эта тема? Почему именно дизайн механизмов?

Я заинтересовался теорией игр в целом, потому что она дает понять, как работает мир вокруг, как люди принимают решения. А дизайн механизмов позволяет построить такие схемы взаимодействия, которые ведут к некому оптимальному результату. Это наука про нашу жизнь и про то, как сделать ее лучше.

С другой стороны, дизайн механизмов это наука, в которой очень много красивой математики. Я в прошлом чистый математик, начав заниматься теорией игр, стал получать удовольствие от того, что это что-то близкое к жизни, что-то нужное, а с другой стороны это действительно очень красивая наука с массой сложных нерешенных задач.

С какой лекцией вы бы выступили на ЛИСОМО еще?

Мне близка тема, связанная со стратегическим использованием информационного преимущества, когда продавец товара более осведомлен, чем покупатель. Представьте, вы приходите в магазин, где есть консультант. Ясно, что у вас с ним абсолютно противоположные цели: ваша — купить качественную технику, а его — продать технику за максимальные деньги, независимо от ее качества. Но если так, то возникает вопрос, почему люди обращаются к консультанту? Это связано с тем, что если бы консультанты никогда не давали никакой осмысленной правдивой информации, то никто никогда не стал бы пользоваться их услугами. Поэтому, несмотря на различие в интересах, консультанту выгодно рассказать отчасти правдивую информацию про товар, а вам выгодно этой информации поверить. Но при этом ему невыгодно рассказать про товар все — ему выгодно рассказать кое-что. Это пример стратегического взаимодействия, когда агенты различаются по своим целям, и они одновременно различаются по информированности.

Насколько на ваш взгляд нужны такие школы-семинары, студентам, молодым ученым?

Школа уникальна тем, что в качестве лекторов собрали не только экономистов, но и людей с социологическим бэкграундом, практиков, смотрящих на проблему дизайна рынка с разных сторон. Для студентов это уникальная возможность понять, как люди проводят исследования, и как теории работают на практике, как одно связано с другим, насколько сходны или различаются практические задачи. Мне как лектору было приятно, что в аудитории были одни из сильнейших студентов-экономистов, и это чувствовалось. Поэтому мне кажется, формат очень хороший, я надеюсь, подобные школы будут проводиться в дальнейшем.

 

Подписка на новости РЭШ