NES CSDSI & HSE ICSID Research Seminar “Institutions and visa regimes”

Дмитрий Князев: «Многие правила можно обходить, при этом формально вписываясь в эти правила»

Дмитрий Князев: «Многие правила можно обходить, при этом формально вписываясь в эти правила»

Интервью с Дмитрием Князевым, научным сотрудником Берлинского университета им. Гумбольдта


На III школе-семинаре ЛИСОМО РЭШ Дмитрий Князев, выпускник РЭШ, научный сотрудник Берлинского университета им. Гумбольдта, прочитал лекции «Фаворитизм в аукционах и дизайн механизмов» и «Сговор при проведении аукционов». В интервью он рассказал, как нарушать правила, не нарушая их, и в каких сферах экономической деятельности это возможно.

Как вы выбирали тему лекций? Почему вам вообще интересна тема сговора, аукционов?

Обычно в аукционах предполагается, что аукционеры максимизируют либо собственный доход, либо эффективность в аукционе. Мне всегда было интересно, почему рассматриваются только две задачи? Почему бы не рассмотреть какую-нибудь еще? И появилась мысль: «А что будет, есть максимизировать полезность одного из участников?». С этого все пошло. Я в целом интересуюсь неэффективностями рынка и предположением, когда не все люди ведут себя абсолютно рационально, а применяют разные хитрые возможности.

Как ваши исследования можно применить на практике?

Теоретически мои исследования применимы на практике, но, думаю, сейчас они вряд ли используются. Еще рано для этого, многие результаты моей работы не опубликованы. В работе, которую я презентовал на школе, я показываю, что иногда нам следует задумываться не только над формальным описанием каких-то правил, но и над тем, как они на самом деле не соблюдаются. На практике оказывается, что многие правила можно обходить, при этом как бы формально вписываясь в эти правила.

Например?

Например, если аукционы проводятся на территории Европейского союза, они должны соблюдать требование equal treatment — то есть у всех участников должны быть равные права. В своей работе я показываю, как можно построить аукцион, который формально будет удовлетворять условиям equal treatment, но на самом деле участники не будут находиться в равных условиях. Вы просто выбираете аукцион, который максимально подходит одному из участников.

В каких сферах ваши исследования могли бы быть применены в России?

Госзакупки — это одно из направлений, где результаты этих исследований могут быть применимы. Даже если вы требуете, чтобы госзакупки были честными, то можно так специфицировать условия тендера, чтобы они подошли конкретному участнику и были выгодны именно ему, а не другим конкурсантам. Шансы, что выиграет этот конкретный участник, становятся гораздо выше. Тут даже не нужен никакой обман — надо просто правильно специфицировать условия госзакупки. И может оказаться, что у одного из участников чисто случайно есть товар похожего образца.

Недавно была информация о том, что похожая история сейчас происходит с тендерами на закупку антигололедных реагентов для Москвы. Участники рынка жаловались, что вхождение на участие в тендере для некоторых предпринимателей ограничивается, причем для всех по-разному: для одних по объему, для других по качеству продукции. Как ваши исследования могли бы помочь в решении этой проблемы?

Да, моя модель цепляет именно такие эффекты, когда вы определяете условия, которым многие участники не могут удовлетворить, а может удовлетворить кто-то один, например. И тут встает вопрос о дополнительных ограничениях на правила таких аукционов, чтобы они не были так просто манипулируемы. Тут все зависит от каждой конкретной ситуации.

В этом году РЭШ 25 лет, чтобы вы пожелали Школе в юбилейный год?

Я закончил РЭШ в 2012 году по программе «Магистр экономики», потом учился на PhD в Бонне, тоже по экономике, а сейчас я работаю в Берлинском университете им. Гумбольдта. РЭШ для меня значит очень много, потому что Школа дала мне возможность впоследствии получать образование за рубежом и в итоге получить работу. Я думаю, для многих студентов это прекрасная возможность получить профессию в академической сфере, и в этом смысле у РЭШ очень благородная миссия. Я бы пожелал Школе успешно следовать ей и в дальнейшем.

Каковы ваши впечатления от лекций ЛИСОМО? Насколько необходимы такие школы - семинары для молодых ученых и студентов?

Многие студенты говорят, что им нравится не только слушать лекции, но и после занятий общаться с лекторами и обсуждать в неформальной обстановке конкретные вопросы, которые их волнуют. Важно, что на протяжении всей школы мы постоянно находимся в тесном контакте со студентами — они имеют возможность не только услышать новую информацию, но и поговорить с другими лекторами на волнующие их темы. Я, например, много обсуждал со студентами не только мои работы, но и работы других лекторов.

 

Подписка на новости РЭШ