NES CSDSI & HSE ICSID Research Seminar “Institutions and visa regimes”

Григорий Асмолов: «Краудсорсинг — это тема, которая изучается и в коммуникациях, и в политологии, и в других дисциплинах»

Григорий Асмолов: «Краудсорсинг — это тема, которая изучается и в коммуникациях, и в политологии, и в других дисциплинах»

Интервью с Григорием Асмоловым, научным сотрудником Королевского колледжа Лондона


На III школе-семинаре ЛИСОМО РЭШ Григорий Асмолов, научный сотрудник Королевского колледжа Лондона, прочитал лекции «Что такое краудсорсинг: от теории к практике и обратно» и «Инструменты краудсорсинга: использование цифровых платформ для мобилизации человеческих ресурсов». В интервью он поделился своими представлениями о том, как можно исследовать тему краудсорсинга, используя междисциплинарный подход.

Расскажите о вашей теме, почему на школе ЛИСОМО вы говорили именно о ней?

Я рассказываю о краудсорсинге — достаточно популярной концепции, как в прикладном, так и в теоретическом аспекте. Краудсорсиинг — это, по сути, группа различных практик, связанных с использованием цифровых платформ для решения различного рода задач через мобилизацию человеческих ресурсов. В данном контексте аудитория пользователей интернета рассматривается как «крауд» — сетевая публика, которая обладает ресурсами, которые могут быть востребованы. Вопрос состоит не только в том, как мобилизовать ее наиболее эффективно, но и кто определяет цели мобилизации и как идет борьба за ресурсы «крауда».  

Краудсорсинг — это тема, которая изучается и в коммуникациях, и в политологии, и в других дисциплинах. Для меня лекции на школе ЛИСОМО — это возможность поделиться со студентами перспективами развития этого направления, и, с другой стороны, попытаться навести междисциплинарные мосты. Формат школы предусматривает приглашение преподавателей из разных дисциплин. Для того, чтобы расширить наше понимание проблемы и с теоретической точки зрения и с методологической, важно, когда на одну тему выступает целый ряд экспертов: и политолог, и экономист, и социолог.

Мой интерес к этой теме как практический, так и теоретический. С одной стороны, у меня есть опыт участия в создание краудсорсинговых прикладных проектов, с другой стороны, моя диссертация в Лондонской школе экономики была посвящена тому, как роль краудсорсинга может отличаться в разных странах и в разных социально-политических контекстах. В частности, я изучал различные модели взаимоотношений между гражданами и государственными институтами во всем, что касается практик по мобилизации сетевых ресурсов.

Какие задачи можно решать с помощью краудсорсинга?

Спектр задач очень широк. Это могут быть и задачи, связанные с продвижением науки, и с анализом большого массива данных, это может быть краудсорсинг для сбора географических данных и создания точных карт, для сбора информации в кризисных ситуациях и т.д. Мировой опыт показывает, что краудсорсинг может помогать решать проблемы и в сфере государственного управления, и в области кризисного реагирования.

Можете привести интересный пример применения краудсорсинга?

Могу привести пример проекта, в котором участвовал когда-то сам. В России в 2010 году был создан проект «Карта помощи» — платформа по координации и оказанию помощи пострадавшим от пожаров. Тогда краудсорсинговая платформа занималась, с одной стороны, сбором и анализом данных о пожарах и о тех, кому была необходима помощь, а с другой стороны, искала тех, кто предлагал свои ресурсы для того, чтобы помочь справится с последствиями стихийного бедствия. В России также активно используется краудфандинг, когда нужно мобилизовать финансовые ресурсы на реализацию различных задач: от инновационных до культурных.

Почему именно сейчас инструменты с приставкой «крауд» набирают популярность?

Мы видим очень интересную трансформацию понятия «крауд», что на русский язык переводится как «толпа». Изначально и в исследованиях, и в более широком социально-политическим контексте, слово «толпа» было связано с чем-то негативным: с хаосом, беспорядком и потерей человеческой идентичности. Но, начиная с 2000-х, появилось много литературы, которая предложило альтернативное понимание толпы как чего-то продуктивного и творческого, в том числе и толпы как источника знаний и мудрости. Последнее было анализировано в книге «Мудрость толпы» Джеймса Шуровьески.

Интерес к краудсорсингу возрос во всем мире, или это касается только России?

Эта тема привлекает все больше практиков и исследователей с тех пор, как термин краудсорсинг был предложен в 2005 году в статье Джеффа Хоува в журнале Wired. Эта тенденция затронула и Россию. Тех, кто занимается краудсорсингом, объединяет понимание, что сетевая толпа является ресурсом для решения очень широкого спектра проблем: каждый из нас выступает экспертом в чем-либо, и каждый из нас обладает ресурсами, которые могут быть мобилизованы для решения каких-то задач. Нужно только создать эффективные инструменты их использования. Современные технологии позволяют «наводить мосты» между проблемами и ресурсами. Однако для понимания того, что является эффективным и какие факторы влияют на формирование крадусорсинговых краудсорсинговых практик, нужно междисциплинарное изучение этой темы. И дискуссия на школе-семинаре ЛИСОМО РЭШ предоставила платформу для плодотворного обсуждения этих вопросов.

 

Подписка на новости РЭШ